ЕГЭ 2021 по русскому языку

ЕГЭ по русскому языку — обязательный экзамен для выпускников российских школ. Его результаты необходимо предоставить для поступления в любой вуз, на все без исключения специальности высшего образования. Выпускники должны выполнить 26 заданий с кратким ответом и написать небольшое сочинение по предложенному тексту.

book
Проводится
27 мая
Длится
3 ч 30 мин
Состоит из
27 заданий
Минимум из 100
24 балла

Подготовим к ЕГЭ

Поможем поступить на бюджет

Самая эффективная онлайн-платформа для подготовки к поступлению. Поможем сдать ЕГЭ на максимум и поступить на бюджет в лучшие вузы России.

Узнать больше

Структура экзамена

ЕГЭ по русскому языку состоит из двух частей и 27 заданий. В части 1 школьникам предлагается выполнить 26 заданий, в части 2 — 1 задание. Вопросы с кратким ответом (1-26) предполагают запись в бланке буквы, слова или словосочетания, задание с развернутым ответом — только одно (№ 27), в нем требуется написать сочинение объемом не менее 150 слов.

Изначально все задания оцениваются в первичных баллах, за каждый из вопросов первой части можно получить от 1 до 5 баллов в зависимости от уровня сложности. Самое дорогое задание экзамена — сочинение, здесь можно сразу заработать до 25 баллов. Всего ЕГЭ по русскому оценивается в 59 первичных баллов. После экзамена набранные первичные баллы переводятся в тестовые по 100-балльной шкале. На тройку нужно набрать 24 тестовых балла, для подачи документов в вуз — от 36 баллов.

Темы, уровень сложности и оценка заданий

Часть 1


задания
Формат
ответа
Уровень
сложности
Перв.
балл
Тема
1
1Информационная обработка письменных текстов различных стилей и жанров
2
1Средства связи предложений в тексте
3
1Лексическое значение слова
4
1Постановка ударения
5
1Лексические нормы
6
1Лексические нормы
7
1Морфологические нормы (образование форм слова)
8
5Синтаксические нормы. Нормы согласования. Нормы управления
9
1Правописание корней
10
1Правописание приставок
11
1Правописание суффиксов различных частей речи
12
1Правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий
13
1Правописание НЕ и НИ
14
1Слитное, дефисное, раздельное написание слов
15
1Правописание -Н- и -НН- в различных частях речи
16
2Знаки препинания в простом осложнённом предложении
17
1Знаки препинания в предложениях с обособленными членами
18
1Знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения
19
1Знаки препинания в сложноподчинённом предложении
20
1Знаки препинания в сложном предложении с разными видами связи
21
1Пунктуационный анализ
22
1Текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста
23
1Функционально-смысловые типы речи
24
1Лексическое значение слова. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Фразеологические обороты. Группы слов по происхождению и употреблению
25
1Средства связи предложений в тексте
26
4Речь. Языковые средства выразительности

Часть 2


задания
Формат
ответа
Уровень
сложности
Перв.
балл
Тема
27
25Сочинение по прочитанному тексту, объем — не менее 150 слов

Как сдать ЕГЭ по русскому языку. Советы эксперта

Задание № 8

Что требуется

Предлагается список из пяти грамматических ошибок и девять предложений. Необходимо установить соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены. Задание высокого уровня, оценивается в 5 баллов.

Особенности

За каждую правильно найденную ошибку выпускник получает 1 первичный балл, а при верном выполнения всего задания можно сразу получить целых 5 первичных баллов.

Несмотря на то, что это не такое трудное задание, в первой части оно самое «весомое» и подойти к нему нужно со всей ответственностью. Прежде всего необходимо выучить возможные ошибки — всего их 10. На экзамене могут попасться любые пять из них. Нужно проработать каждую ошибку, чтобы определять ее с закрытыми глазами. Объем информации здесь очень приличный. Хорошей рекомендацией будет начинать работать над этим заданием в начале года, а потом постоянно искать эти ошибки в различных предложениях. Если постоянно выполнять подобные упражнения, к концу года почти никто уже не ошибается.

Советы

Самая сложная для школьников ошибка связана с однородными членами предложения. Дело в том, что она содержит в себе очень много подпунктов, здесь нужно выучить много материала. Все эти подпункты необходимо разобрать и проработать. Один из вариантов ошибки — глаголы с разным управлением. Например: «Я люблю ухаживать и поливать цветы». Получается, что я люблю ухаживать цветы и поливать цветы. Предложение построено неверно.

Второе место занимает неправильное построение предложения с деепричастным оборотом. Например: «Прыгнув с обрыва, у меня слетели плавки». При выполнении этого задания необходимо прежде всего подчеркивать грамматическую основу предложения. Здесь грамматическая основа — «слетели плавки». Получается, что плавки слетели с обрыва. Имейте в виду, что главное лицо в предложении должно соотноситься и с главным действием (сказуемым), и с дополнительным действием, которое выражено деепричастным оборотом. Поэтому это предложение грамматически построено неправильно. Кстати, такую ошибку достаточно часто слышно по телевизору в разных программах, то есть ее допускают не только школьники.

Еще одна сложная ошибка — это нарушение связи между подлежащим и сказуемым. Если предложение начинается на «все, кто...», «тот, кто...», «те, кто...», на 99% там будет ошибка между подлежащим и сказуемым. Например: «Те, кто приехал поздно, опоздал». Получается, что «те — опоздал». Это неправильная грамматическая конструкция.

Чтобы хорошо подготовиться к этому заданию, сначала нужно выучить все эти ошибки, а потом начинать решать, решать и решать. Поскольку список ошибок нам известен, то есть они одни и те же, при определенном опыте выполнения этого задания решение находится автоматически, все сразу видно.

Задание № 16

Что требуется

Необходимо расставить в предложениях знаки препинания и выбрать два из них, где ставится одна запятая. Задание базового уровня, оценивается в 2 балла.

Особенности

В этом задании предлагаются только сложносочиненные предложения или предложения с однородными членами. Здесь не может быть сложноподчиненных предложений, причастных оборотов, обособленных определений: все это вы встретите в других заданиях, но не в этом. На ЕГЭ для каждой темы есть свой вопрос, важно помнить этот нюанс, ведь это помогает при выполнении заданий. Ты знаешь, что нужно искать ответ в рамках конкретной темы.

Сложность этого задания состоит в том, что здесь легко запутаться, оно больше рассчитано на внимательность. Очень важно сразу подчеркнуть грамматическую основу в предложении — подлежащее и сказуемое — и только после этого расставлять запятые.

Советы

На экзамене часто встречаются предложения с общим второстепенным членом. Например: «В избушке трещит печь и мурлычет кот». Здесь, как мы видим, две грамматические основы и связаны они общим второстепенным членом: и печь трещит в избушке, и кот мурлычет в избушке. Запомните! Если в предложении есть общий второстепенный член, то запятая перед союзом «и» не ставится. При этом обычно в предложении с двумя грамматическими основами она ставится (например: «Пошел дождь, и я вышел на улицу»).

Если мы говорим о предложениях с однородными членами, то там необходимо подчеркивать (если они есть) определение, обстоятельство и дополнение. Это нужно, чтобы определить пары однородных членов. В таких предложениях экзаменаторы специально нас запутывают (например, ставят много союзов «и»). Часто бывает так, что два союза соединяют разные пары однородных членов, и получается, что запятая здесь вообще не нужна (например: «Утром и вечером дети и взрослые выходят на улицу»). Удобно выполнять это упражнение при помощи схем: брать в кружочки однородные члены предложения, выносить их и смотреть, что получается.

Также в этом задании всегда есть одно предложение с составным (двойным) союзом: «не только, но и», «как, так и», «не столько, сколько». Например: «Я умею не только петь, но и танцевать». Нужно запомнить, что перед второй частью составного союза запятая ставится всегда.

Задание № 25

Что требуется

Предлагается текст, в котором нужно найти предложение, связанное с предыдущим определенной частью речи или словами с определенной характеристикой. Задание повышенного уровня, оценивается в 1 балл.

Особенности

В качестве связующего слова в вопросе может быть предложено собирательное числительное, местоимение, наречие, иногда попадается лексический повтор, однокоренные слова. Это зависит от варианта. Здесь важно повторить все части речи.

Советы

Обязательно разберите местоимения и их разряды. Например, в задании просят найти предложение, которое соединяется с другим при помощи личного местоимения. Ребята очень часто путают притяжательные местоимения со склонениями личных местоимений. Местоимения «ее» и «его» могут быть и притяжательными, и личными. Например: «Его нет дома» или «Его портфель упал». Нужно помнить, что если местоимение отвечает на вопрос «Кого/чего?» (кого нет дома?), то это склонение личного местоимения, а если на вопрос «Чей?» (чей портфель?), то это уже притяжательное. В этом «подводный камень» этого задания.

Для подготовки лучше всего использовать учебник по ЕГЭ И. Цыбулько. Это максимально приближенное к тестам ЕГЭ пособие. В нем очень часто в примерах по этому заданию повторяются одни и те же части речи, и ты уже знаешь, чего можно ожидать на экзамене.

Задание № 26

Что требуется

Предлагается текст о языковых особенностях, в котором пропущены четыре термина. Используя список из девяти терминов, необходимо заполнить пропуски в тексте. Задание повышенного уровня, оценивается в 4 балла.

Особенности

Для подготовки к этому заданию нужно выучить очень много теории. На экзамене нам попадается девять терминов, но на самом деле их гораздо больше. Здесь необходимо знать, что означает каждый из них. Здесь пригодится следующий лайфхак. Все возможные термины можно разделить на три группы: тропы, лексические средства и синтаксические средства. Тем самым мы сильно облегчаем себе задачу. Например, в группу тропов входят гипербола, метафора и эпитет. Все, что связано со словом (синонимы, омонимы, диалектизмы, фразеологизмы), — это лексические средства, а синтаксические средства обозначаются целыми предложениями (например, ряд однородных членов предложения).

Советы

Выполнять упражнения по этой теме нужно все время подготовки. Необходимо не только проговаривать определение термина, но и называть группу, к которой он относится.

Обратите внимание, что уже в тексте задания имеется подсказка к его решению. Обычно перед перед пропуском в предложении идут фразы «найдите троп», «определите лексическое средство», «укажите синтаксический прием», что сразу указывает вам на ту группу, из которой нужно взять термин, то есть сильно сужает круг поиска. Иногда бывает и так, что в списке терминов предлагается, например, только один троп, тогда искать не надо вообще, остается только вписать соответствующий термин в ответ.

Задание № 27

Что требуется

Необходимо написать сочинение по предложенному тексту, объем не менее 150 слов. Задание повышенного уровня, оценивается в 25 баллов.

Особенности

В первую очередь нужно прочитать текст и выделить основную проблему. Скажем, в тексте написано, что люди приехали на природу и оставили после себя мусор. Здесь можно говорить о проблеме небрежного или потребительского отношения человека к природе. Ее нужно сформулировать определенным образом: например, не может быть проблемы природы, но может быть проблема влияния природы на человека или проблема роли природы в жизни человека. Также можно ставить проблему с помощью вопросов. Например: «Как природа влияет на человека?». В сочинении можно не тратить свою энергию на вступление и в первом абзаце сразу говорить о проблеме. Вступление на баллы не влияет, выпускники получают хорошие баллы за сочинение и со вступлением, и без него.

Второй абзац — это самая сложная часть. Его называют «комментарий». Здесь надо показать, как автор раскрывает проблему в тексте, какие средства он для этого использует. Например: «Автор обращает наше внимание на проблему защиты окружающей среды, он с негодованием отмечает, что туристы не убрали за собой мусор».

В третьем абзаце мы раскрываем авторскую позицию. Например: «Автор говорит о том, что надо бережно относиться к природе». Здесь можно как написать один абзац, так и ограничиться единственным предложением. В следующем, четвертом, абзаце необходимо описать собственное отношение к проблеме. На ЕГЭ сложных проблемных текстов не дают. Поэтому ваша позиция всегда будет совпадать с позицией автора. Здесь можно либо подробнее расписать свое мнение, либо согласиться с автором с помощью нескольких фраз.

Пятый абзац — это аргументы, подтверждающие позицию ученика. Вы должны привести два аргумента в поддержку своего мнения: один из литературы и второй также из литературы или из жизни. Здесь можно посоветовать обязательно прочитать три основные книги, в которых собраны аргументы на все случаи жизни: «Не стреляйте в белых лебедей» Бориса Васильева, «Письма о добром и прекрасном» Дмитрия Лихачева и «Судьба человека» Михаила Шолохова. Обратите внимание: если вам попалась проблема, по которой вы не можете привести ни одного аргумента из литературы, приведите два примера из жизни. За счет этого вы получите два балла из трех возможных по этому критерию, а это лучше, чем ноль баллов. В конце сочинения нужно написать заключение.

Советы

Сейчас в Интернете можно найти целые сборники аргументов для сочинений по всем возможным проблемам. Есть ребята, которые готовятся к ЕГЭ по русскому языку именно так — заучивают готовые аргументы. Но это только усложняет задачу. Способ трудозатратный, но неэффективный. Чем зубрить набор слов, лучше сесть и прочитать в удовольствие несколько интересных книг.

Конечно, получить за сочинение 25 баллов — это очень сложно, тут все зависит от школьника и его стараний во время подготовки. Надо больше читать и чаще писать сочинения, чтобы чувствовать язык. Этот навык перед ЕГЭ можно и нужно отработать.

Изменения – 2021

Изменения коснулись двух вопросов. В задании № 9 теперь другая формулировка. Здесь нужно выбрать варианты ответов, в которых во всех словах содержится безударная проверяемая гласная корня. Если раньше выпускнику для ответов предлагались списки слов с пропущенными буквами, то теперь пропущенных букв нет. Все слова написаны полностью.

В задании № 27 (сочинение) уточнены формулировка и критерии оценивания. Здесь школьникам предлагается написать сочинение по прочитанному тексту объемом не менее 150 слов. В работе необходимо сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста, прокомментировать проблему, включая два примера-иллюстрации из текста, а также сформулировать позицию автора и своё к ней отношение.

Сочинение — самое дорогое задание экзамена, тем не менее в этом году оно стало еще весомее в общей сумме баллов за экзамен. Теперь на нем можно заработать сразу 25 первичных баллов (ранее было 24), один балл прибавился за критерий К2 (комментарий проблемы исходного текста). За счет этого первичный балл за выполнение всей работы увеличился с 58 до 59.

Перевод первичных баллов в тестовые

59 первичных баллов

максимальный результат, равный 100 тестовым баллам

10 первичных баллов

минимальный положительный порог, равный 24 тестовым баллам

50 первичных баллов

высокий результат для поступления в вуз, равный 82 тестовым баллам

Переведите ваши баллы

=

Подготовим к ЕГЭ

Поможем поступить на бюджет

Самая эффективная онлайн-платформа для подготовки к поступлению. Поможем сдать ЕГЭ на максимум и поступить на бюджет в лучшие вузы России.

Узнать больше

Другие предметы ЕГЭ