Что есть «ИСТИНА»: как посчитать профессора

Слово «рейтинг», распространенное в бизнесе, политике и спорте, представляется многим российским ученым, ведущим преподавателям университетов совершенно неприличным в стенах научно-образовательного учреждения. Но в реальности именно оно теперь правит миром науки и образования. О том, как преподавателей МГУ посчитали с помощью «ИСТИНЫ» и о том, к чему на самом деле надо готовиться, если вы собираетесь стать педагогом, читайте в материале «Учёбы.ру».
Наталья Афанасьева
12 января 2018
Фото: Николай Ге, "Что есть истина?", 1890

Как посчитать эффективность ученых, преподавателей в университетах, научных сотрудников? Для людей, которые большую часть жизни лишь пользуются плодами чужой интеллектуальной деятельности, ответ на этот вопрос очевиден: ценность любого сотрудника, его вклад в общее дело может оценить лишь команда, в которой он трудится (будь то наука или любая другая деятельность), если это не количество выточенных на станке деталей или квадратные метры покрашенных стен.

Казалось бы, в университетах стахановское движение, план по валу, гонка за показателями — вещь совершенно неуместная. Но современная реальность такова, что теперь всеми нами правит бизнес, а бизнесу нужны цифры и показатели, коэффициенты и индексы. Всесильное слово «рейтинг» вошло и в мир науки. И если раньше труд преподавателя в вузе оценивался по количеству часов лекций и семинаров, по его научной работе, выступлениям на конференциях и работе над учебниками, то теперь для этого есть рейтинг, который оценивает «эффективность», — от него зависят стимулирующие надбавки, гранты, карьера и так далее. Именно он сегодня определяет то, получат ли отдельные ученые, группы специалистов, институты и вузы финансовые и материально-технические ресурсы, необходимые им для работы.

В нашей стране поклонению рейтингу началось в 2012 году, когда по результатам мониторинга 520 высших учебных заведений, проведенного совместно с Рособрнадзором, Минобрнауки обнародовало перечень 136 российских вузов «с признаками неэффективности». Этот перечень, в который попали и некоторые уважаемые и престижные учебные заведения, вызвал недоуменную реакцию в научном, преподавательском и экспертном сообществе. Многие усмотрели в этом не что иное, как попытку перераспределения ресурсов. Критику вызвали прежде всего критерии министерского мониторинга.

Для расчета этой самой эффективности во всем мире принято использовать такие понятия, как «индекс цитирования» или «индекс Хирша». Эта система была предложена в 2005 году аргентино-американским физиком Хорхе Хиршем из Калифорнийского университета в Сан-Диего и первоначально использовалась для оценки научной продуктивности физиков. Индекс Хирша является количественной характеристикой продуктивности ученого или группы ученых, научной организации или даже страны в целом, основанной на количестве публикаций и количестве цитирований этих публикаций.

Этот показатель не является истиной в последней инстанции и имеет очень много допущений. Например, если бы индекс Хирша существовал в 1905 году, то индекс Альберта Эйнштейна остановился бы на 4 или 5 из 10 возможных. Кроме того, он сильно зависит от конкретной науки — например, математическое сообщество негативно относится к индексу Хирша и почти не принимает его во внимание, поскольку у математиков библиометрические показатели (то есть то самое количество публикаций) традиционно являются существенно более низкими по сравнению, например, с физиками.

Но дело даже не в методиках подсчета эффективности ученого или профессора, а в том, насколько эти цифры полезны для научной и преподавательской работы.

«Слово „рейтинг“, распространенное в бизнесе, политике и спорте, представляется мне совершенно неприличным в стенах научно-образовательного учреждения. Разумеется, это не только российская болезнь. И причина ее во всех странах одинакова: администраторам лень и не слишком интересно разбираться по существу. То есть использование рейтинга при оценке научных работников и преподавателей — это публичное сообщение руководства вуза о собственной административной профнепригодности», — считает профессор химического факультета МГУ, доктор химических наук Галина Цирлина. Свое мнение об этом она изложила в независимом издании российских ученых «Троицкий вариант». Там же Цирлина рассказал о системе «ИСТИНА», которая была создана в МГУ «с целью автоматизации учета выходящих публикаций».

Пафосное название «ИСТИНА» — это аббревиатура, которая расшифровывается как «Интеллектуальная система тематического исследования научно-технической информации» (прямо как НИИЧАВО из романа братьев Стругацких). Разработана система с целью автоматизации учета выходящих публикаций. Она позволяет сотрудникам самим вносить свои вышедшие научные публикации, а также другие достижения в научно-педагогической области, а руководителям различного уровня — проводить автоматизированный количественный и тематический анализ научной деятельности каждого сотрудника, отдельных подразделений, всего университета.

«Посыл вроде верный — пусть публикации всех сотрудников будут видны на сайте МГУ. И техническая реализация неплохая, разработчики из НИИ механики создали ряд вполне разумных инструментов. Но цель затеи с автоматическим отсчетом цитирования по Web of Science (WoS) и Scopus (поисковые платформы, объединяющие публикации в научных журналах, — Учёба.ру“) и отсутствие детальной классификации научных тематик представляется сугубо бюрократической, поскольку цена этим цифиркам для всех совершенно разная не только в пределах каждой области знания, но даже внутри узких разделов. Судить о том, велико или мало цитирование специалиста, могут только другие специалисты того же профиля», — считает профессор.

Так что если вы мечтаете о мире науки, об исследованиях, о преподавании в университетах, то стоит сначала научиться высчитывать и «выращивать» свой рейтинг, увеличивать индекс Хирша и учиться радости взаимного цитирования. О том, как это сделать, вы можете узнать из забавного ролика, подготовленного сотрудниками лаборатории психологии развития ИП РАН. Все это было бы смешно, если бы не было так грустно.

Помоги моему «хирши» стать лучше

Ищете школу, вуз, колледж или курсы? Все учебные заведения — в каталоге «Учёба.ру»!
Наталья Афанасьева
12 января 2018

Обсуждение материала

Оставить комментарий

Cпецпроекты